Извините, сайт находиться в стадии разработки!

ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ

41. Для улучшения рациона питания и поощрения физической активности данная глобальная стратегия будет способствовать разработке национальной политики стратегии и планов, а также их пропаганде и послужит основой для их осуществления. Национальные особенности послужат определению приоритетов. В связи с весьма различными ситуациями в разных странах, а также между ними потребуется региональное сотрудничество в ходе осуществления; региональные стратегии могут оказаться весьма полезными странам в осуществлении национальных планов. Для обеспечения максимальной эффективности страны должны принять комплексные планы действия.

42. Для достижения долговременных изменений в здоровье населения исключительно важна роль правительства. Правительства, в первую очередь, несут ответственность за ориентацию и контроль в плане инициации и развития стратегии, обеспечивая ее осуществление и проводя мониторинг воздействия в долгосрочной перспективе.

43. Правительствам предлагается использовать для этого уже существующие структуры и процессы для решения вопросов режима и рациона питания и физической активности. Во многих странах существующие национальные стратегии и планы действий могут быть доработаны в соответствии с настоящей стратегией, тогда как в других странах их можно разработать как основу для совершенствования борьбы с неинфекционными болезнями. Правительства призываются к созданию национального механизма координации, который будет заниматься вопросами рациона питания и физической активности в контексте всеобъемлющего плана профилактики неинфекционных болезней и укрепления здоровья. Следует обеспечить широкое участие местных органов самоуправления. Консультативные экспертные советы должны быть многосекторальными и многодисциплинарными; в их состав следует включать экспертов по техническим вопросам и представителей правительственных учреждений и назначать независимого председателя для обеспечения того, чтобы научные данные интерпретировались объективно, а не в интересах отдельных групп.

44. Министерства здравоохранения выполняют центральную роль в координации и поощрении вкладов многих других министерств и правительственных учреждений. В их числе можно назвать министерства и правительственные учреждения, которые несут ответственность за политику в области продовольствия, сельского хозяйства, молодежи, отдыха, спорта, образования, торговли и промышленности, финансов, транспорта, средств информации и коммуникации, социального обеспечения, планирования городского развития и охраны окружающей среды.

45. Национальным стратегиям, политике и планам действий, необходимо обеспечить поддержку. Поддержка должна быть предоставлена на основе эффективного законодательства, соответствующей административной инфраструктуры и при осуществлении программ, адекватном финансировании, мониторинге и оценке и продолжении исследований.

(1) Национальные стратегии в области рациона питания и физической активности.
Национальные стратегии содержат описание мер для содействия здоровому рациону питания и надлежащей физической активности, которые необходимы для профилактики болезней и укрепления здоровья населения, включая стратегии, которые решают проблемы несбалансированного питания, включая недостаточную и избыточную упитанность. Национальные стратегии должны включать конкретные цели, задачи, а также действия, аналогичные тем, что описаны в настоящей глобальной стратегии. Особенно важны те элементы, которые необходимы для осуществления плана действий, определения необходимых ресурсов и назначения национальных координационных центров (ключевые национальные институты); сотрудничества между сектором здравоохранения и такими важными секторами, как сельское хозяйство, городское планирование и транспорт; а также мониторинг и последующую деятельность.

(2) Национальные руководства по рациону питания.
За основу национальных руководств правительствам предлагается взять данные из национальных и международных источников. Такие руководства служат ориентирами для национальной политики в области питания, просвещения по вопросам питания, а также для других государственных мероприятий и межсекторального сотрудничества в этой области. Их можно периодически обновлять с учетом изменений в рационах питания и структуре заболеваемости.
(3) Национальные руководства по физической активности.
Национальные руководства по физической активности, способствующей укреплению здоровья, необходимо разрабатывать в соответствии с глобальными целями и с учетом рекомендаций экспертов.

46. Правительствам необходимо обеспечить правильную и сбалансированную информацию. Правительствам необходимо рассмотреть возможность принятия мер, которые обеспечат сбалансированную информацию для потребителей, с тем чтобы им было легко принимать решения в пользу здорового выбора и обеспечить наличие надлежащих программ укрепления здоровья и санитарного просвещения. В частности, информация для потребителей должна готовиться с учетом уровней грамотности, коммуникационных барьеров и местной культуры, и она должна быть понятна для всех слоев и групп населения. В некоторых странах программы укрепления здоровья строили таким образом, чтобы учесть соображения такого рода о рационах питания и физической активности. Некоторые правительства уже взяли на себя юридическое обязательство обеспечивать положение, при котором фактическая информация позволяет потребителям принимать вполне обоснованные решения по таким вопросам, которые могут оказать влияние на их здоровье. В других случаях действия могут зависеть от политики правительств данных стран. Правительствам следует выбирать оптимальное сочетание мер. Действия же должны соответствовать национальному потенциалу и эпидемиологическому профилю их стран, который будет различным для каждой отдельной страны.

(1) Просвещение, информация и осведомленность общественности.
Надлежащая основа для действий определяется знаниями населения о зависимости между физической активностью, рационом питания и здоровьем, поступлении и отдаче энергии, режимах и рационах питания и характере физической активности, которые снижают риск неинфекционных болезней, а также о том, что полезные для здоровья пищевые продукты закладывают основу для правильной политики. Необходима платформа для подготовки правительственными экспертами, неправительственными и низовыми организациями и промышленностью логически связанной, всесторонней и в то же время простой и ясной информации. Такую информацию следует доводить до населения по ряду каналов и в таких формах, которые соответствуют местной культуре, возрасту и полу тех, кому она предназначена. Важную роль в оказании воздействия на поведение играют учебные заведения, предприятия, религиозные учреждения, неправительственные организации, общинные лидеры, а также средства массовой информации. Для борьбы с вводящими в заблуждение рекомендациями по рациону питания важно, чтобы уже в начальной школе обеспечивалось просвещение по вопросам здоровья, питания и физической активности и прививались навыки информационной грамотности. Постоянно должна также вестись оценка таких информационных кампаний.
(2) Программы повышения грамотности и просвещения для взрослых.
Грамотность по связанным со здоровьем вопросам должна включаться в программы просвещения для взрослых. Такие программы дают возможность работникам здравоохранения расширить познания людей в отношении режима питания, физической активности и профилактики неинфекционных заболеваний и охватить ими маргинализированные группы населения.
(3) Маркетинг, реклама, спонсорство и продвижение на рынок.
Реклама пищевых продуктов воздействует на их выбор потребителем и на привычки в отношении питания. Нельзя допускать, чтобы реклама пищевых продуктов и напитков строилась на неопытности или доверчивости детей. Необходимо поощрять позитивную, способствующую укреплению здоровья информацию и принимать меры для недопущения рекламы, способствующей нездоровому режиму питания и снижению физической активности. Правительствам следует работать с группами потребителей и с промышленностью (включая рекламу) для разработки соответствующих подходов к маркетингу пищевых продуктов, ориентированному на детей, и решать вопросы, связанные со спонсорством, содействием сбыту и рекламой.
(4) Маркировка.
Потребителям необходима точная, стандартизированная и всеобъемлющая информация о составе продуктов питания, на основе которой они могли бы сделать более полезный для здоровья выбор. Правительства могут требовать предоставления информации об основных питательных характеристиках, как это предлагается в Руководстве Кодекса по маркировке пищевой продукции5.
(5) Утверждения о воздействии на здоровье.
По мере роста интереса потребителей к сохранению и укреплению своего здоровья и все большего внимания к медико-санитарным аспектам пищевых продуктов производители все чаще говорят о влиянии их продукции на здоровье. Такие заявления не должны вводить общественность в заблуждение в отношении преимуществ тех или иных продуктов питания или связанных с ними рисков.

47. Национальная политика в области продовольствия и сельского хозяйства должна соответствовать задаче защиты и укрепления здоровья населения. В случаях, когда это необходимо, правительствам следует рассмотреть вопрос о политике, содействующей принятию здорового режима питания. Политика в области продовольствия и питания должна охватывать такие вопросы, как питание, безопасность пищевых продуктов и стабильность поставок продовольствия. Правительствам следует также рассмотреть вопрос о политике в области продуктов и сельскохозяйственной политике с учетом их возможного воздействия на продукты питания.

(1) Содействие производству и употреблению более полезных для здоровья продуктов.
С ростом заинтересованности потребителей в здоровье, а правительств - в здоровом питании некоторые правительства принимали различные меры, включая рыночные стимулы, для содействия разработке, производству и маркетингу более здоровых продуктов, которые содействуют здоровому режиму питания, а также национальным и международным рекомендациям в отношении диеты. Правительства могли бы изучить целесообразность принятия дополнительных мер для поощрения снижения содержания соли в переработанных пищевых продуктах, мер для ограничения гидрогенации жидких масел и разработки методов снижения избыточного содержания сахара в напитках и закусках.
(2) Фискальная политика.
Цена отражает производственные затраты и влияет на выбор потребителя. Государственная политика может воздействовать на цены посредством налогообложения, субсидий или непосредственного ценообразования таким образом, который будет поощрять здоровое питание и физическую активность на протяжении всей жизни. Некоторые страны используют фискальные меры, включая налогообложение, для обеспечения наличия и доступности различных пищевых продуктов; другие используют налоги для увеличения или снижения потребления продовольствия; и некоторые используют государственные средства и субсидии для содействия доступу членов бедных общин к спортивным сооружениям и другим средствам для отдыха. Оценка таких мер должна включать оценку риска непреднамеренного воздействия на уязвимые группы населения.
(3) Продовольственные программы.
Во многих странах имеются программы, цель которых обеспечивать продовольствием группы населения с особыми потребностями, или обеспечить денежные перечисления семьям, чтобы они могли улучшить закупки продуктов. Такие программы зачастую ориентированы на детей, многодетные семьи, бедных, лиц с ВИЧ/СПИДом и другими болезнями. Особое внимание следует уделять качеству пищевых продуктов и просвещению по вопросам питания в качестве важнейшего компонента этих программ, с тем чтобы предоставляемое бесплатно или приобретаемое семьями продовольствие обеспечивало не только энергию, но и способствовало сбалансированному и здоровому режиму питания. Программы предоставления продовольствия или субсидирования его приобретения должны быть, в первую очередь, ориентированы на предоставление людям реальных возможностей распоряжаться своей судьбой, а также на развитие, местное производство и обеспечение устойчивости.
(4) Сельскохозяйственная политика.
Сельскохозяйственная политика и производство зачастую оказывают воздействие на то, как питаются люди в данной стране. Правительства могут воздействовать на сельскохозяйственное производство посредством различных политических мер. По мере того, как акцент на здоровье усиливается и меняются структуры потребления, государствам-членам потребуется учитывать ориентацию на здоровое питание в своей сельскохозяйственной политике.

48. Для содействия физической активности необходима многосекторальная политика. Национальная политика для развития и содействия физической активности должна быть направлена на достижение изменений в ряде секторов. Правительствам следует пересматривать национальную политику в области физической активности, чтобы обеспечивать ее соответствие наилучшей практике в использовании популяционных подходов к увеличению физической активности.

(1) Определение и обзор общественной политики.
Правительства стран и органы самоуправления на местах должны определить соответствующую политику и содействовать тому, чтобы прогулки пешком, езда на велосипеде и другие формы физической активности были общедоступными и безопасными; транспортная политика должна предусматривать немоторизированные виды транспортных средств; политика на производстве и рабочих местах должна содействовать физической активности; а спортивные сооружения и места массового отдыха должны стать воплощением принципа «массового спорта». Общественная политика и законодательство должны воздействовать на условия, способствующие развитию физической активности в сфере транспорта, городского планирования, просвещения, трудовой активности, социальных мер и в вопросах финансирования медико-санитарных мероприятий.

(2) Участие общины и благоприятная окружающая среда.
Разработка и осуществление стратегий в целях изменения социальных норм и расширения понимания и признания общинами необходимости повседневного занятия каким- либо видом физической активности. Окружающая среда должна содействовать созданию физической и вспомогательной инфраструктуры для расширения доступа к использованию соответствующих условий.
(3) Партнерства.
Министерствам здравоохранения следует взять на себя руководящую роль в формировании партнерских связей с основными учреждениями, чтобы сформулировать вместе с ними общую повестку дня и план работы по содействию физической активности.
(4) Целенаправленные обращения к общественности.
Простые, четкие обращения должны направляться общественности в отношении качества и количества необходимых физических упражнений для обеспечения необходимой пользы для здоровья.

49. Школьная политика должна обеспечивать поддержку здорового рациона питания и физической активности. Школа влияет на жизнь большинства детей во всех странах. Она должна охранять здоровье детей, обеспечивая медико- санитарную информацию, обучая санитарной грамоте и способствуя здоровому рациону питания и физической активности, а также другим типам здорового поведения. Школа должна ежедневно обеспечивать физическое воспитание и располагать соответствующими условиями и оборудованием. Политика должна служить поддержкой здоровому рациону питания в школе и ограничивать доступность продуктов с высоким содержанием соли, сахара и жиров. Школьная администрация, вместе с другими ответственными органами, должна рассмотреть возможность заключения контрактов с местными производителями продовольствия на поставки продуктов для школьных завтраков, чтобы обеспечить местный рынок для здоровых пищевых продуктов.

50. Правительства должны организовывать политические консультации с партнерами. Чтобы государственная политика получила признание и эффективно осуществлялась, необходимо широкое общественное обсуждение и привлечение населения. В этих целях государствам-членам следует создать механизмы для обеспечения участия неправительственных организаций, гражданского общества, общин, частного сектора и средств массовой информации в мероприятиях по рациону питания, физической активности и здоровью. На министерства здравоохранения следует возложить ответственность за создание таких механизмов в целях укрепления межсекторального сотрудничества на национальном, областном и местном уровнях и поощрение участия населения, что должно стать частью процесса планирования на уровне общины.

51. Профилактика в качестве важнейшей составляющей медико-санитарных служб. Обычные контакты с сотрудниками медико-санитарных служб должны включать практические советы пациентам и семьям в отношении пользы здоровых рационов питания и повышения уровней физической активности с одновременным оказанием поддержки пациентам в поддержании здоровых форм поведения. Правительствам следует рассмотреть вопрос о введении стимулов для поощрения профилактических служб и определения возможностей для профилактики в рамках существующих клинических служб, включая вопросы улучшения финансовой структуры в целях поощрения работников здравоохранения к тому, чтобы они уделяли больше времени профилактике.

(1) Медико-санитарные и другие службы.
Медико-санитарные службы, особенно первичная медико-санитарная помощь, но также и другие службы (например, социальные) могут сыграть важную роль в профилактике. Регулярное изучение основных привычек в отношении питания и физической активности, в сочетании с простым консультированием на протяжении всей жизни, может охватить значительную часть населения и оказаться эффективным с точки зрения затрат мероприятием. Внимание будет уделяться ВОЗ разрабатываемым новым стандартам роста детей грудного и дошкольного возраста, которые позволят распространить определение здоровья за пределы отсутствия явной болезни, и включают использование здоровой практики и форм поведения. Изменение ключевых биологических факторов риска, например давления крови, холестерола в сыворотке и веса, в сочетании с просвещением населения и консультированием пациентов, способствуют внедрению необходимых изменений. Выявление конкретных групп, подверженных высокому риску, и определение мер для удовлетворения их потребностей, включая возможные фармакологические меры, являются важными компонентами. Ключевыми факторами для осуществления этих мер являются: подготовка работников здравоохранения, наличие соответствующих руководств и возможные стимулы.
(2) Привлечение профессиональных организаций работников здравоохранения и потребителей.
Стимуляция мощной поддержки со стороны специалистов, потребителей и населения является эффективным с точки зрения затрат способом расширения информированности общественности о правительственной политике и повышения ее эффективности.

52. Правительства должны обеспечивать инвестиции в надзор, научные исследования и оценку. Долгосрочный и непрерывный мониторинг основных факторов риска и их реагирование на изменения в политике и стратегии также очень важны. С течением времени данные такого рода становятся основой для анализа изменений факторов риска, что может приводить к изменению политики и стратегий. Правительства могут использовать уже существующие на национальном, либо на региональном уровнях системы. Вначале акцент следует делать на стандартных измерениях физической активности, выборочных компонентах рациона питания и весе тела для сопоставления данных на глобальном уровне. Данные, которые дают возможность судить о структурах и изменениях в рамках одной страны, полезны в качестве ориентиров для деятельности на уровне общины. Там, где возможно, следует использовать другие источники данных, например из таких секторов, как транспорт, сельское хозяйство и другие.

(1) Медико-санитарные и другие службы.
Медико-санитарные службы, (1) Мониторинг и надзор. Мониторинг и надзор представляют собой важные средства для разработки и осуществления национальной политики в области рациона питания и физической активности. Мониторинг рациона питания, видов физической активности и взаимодействия между ними; связанных с питанием биологических факторов риска и состава пищевых продуктов; передача полученной информации общественности представляют собой важную составляющую в осуществлении национальной политики. Особое значение имеет разработка методов и процедур с использованием стандартизированных данных и минимальный стандартный набор необходимых показателей.
(2) Исследования и оценка.
Следует всячески развивать прикладные исследования, особенно в рамках показательных проектов на базе общины и при оценке различных мероприятий и политических курсов. Такие исследования (например, о причинах отсутствия физической активности и плохом рационе питания, являющихся ключевыми детерминантами эффективных программ вмешательства), в сочетании с более широким привлечением специалистов в области бихевиоральных наук, позволят улучшить информационную базу для политики и ее разработчиков и обеспечить накопление знаний и опыта на национальном и местном уровнях. Столь же важно создать эффективные механизмы оценки действенности и рентабельности программ профилактики неинфекционных болезней, а также воздействия политических курсов других секторов на здоровье. Необходимо больше информации, особенно о положении в развивающихся странах, где создание программ в отношении здорового режима питания и физической активности должно быть оценено и интегрировано в более широкие программы развития и искоренения бедности.

53. Институциональный потенциал. Под общим руководством министерства здравоохранения в осуществлении национальных программ в области рациона питания и физической активности важную роль играют различные национальные учреждения, занимающиеся вопросами общественного здравоохранения, питания и физической активности. Они могут предоставить необходимые знания и опыт, обеспечивать мониторинг деятельности, содействовать координации мероприятий, участвовать в международном сотрудничестве и обеспечивать консультации тем, кто отвечает за принятие политических решений.

54. Финансирование национальных программ. Для содействия в осуществлении стратегии необходимо изыскивать другие источники финансирования в дополнение к национальному бюджету. В принятой Организацией Объединенных Наций Декларации тысячелетия (сентябрь 2000 г.) признается, что экономический рост будет ограниченным, если люди нездоровы. Наиболее эффективными с точки зрения затрат мерами по сдерживанию эпидемии неинфекционных болезней являются профилактика и акцент на факторы риска, связанные с этими болезнями. Программы по содействию здоровому рациону питания и физической активности следует рассматривать как необходимое условие развития, и они должны получать политическую и финансовую поддержку в рамках национальных планов развития.